Какие яхтенные права выбрать и как стать капитаном?

Для управления яхтой нужны: первое — яхта, второе — лицензия (именно так правильнее называть права для яхтсменов). Первое можно либо приобрести, либо взять в чартер/аренду. Второе — получить, пройдя курс обучения и сдав экзамен. В зависимости от судна, цели его использования, акватории государства и других условностей — требования к лицензиям разные.

Например, для выхода в Черное море в акватории РФ на парусно-моторной лодке достаточно прав ГИМС, а для круиза по Средиземному морю такие права уже не подойдут — потребуется лицензия IYT, RYА или ISSA.

Поэтому прежде чем выбрать обучающий курс — изучите законодательство той страны, где вы планируете ходить на яхте.

А мы поможем вам разобраться с тем, какую лицензию все-таки выбрать.
Рады будем пообщаться с вами лично и подробно всё рассказать. Позвоните нам или напишите в один из мессенджеров.
Поможем с выбором

Существуют ли универсальные лицензии?

Увы, таких нет. Лицензии, которую бы принимали одновременно чартерные компании России, США, Хорватии, Кубы, Турции — нет. Поэтому совет — изучить законодательство — не просто совет, а жизненная необходимость яхтсмена.

Яхтенные права в России: ГИМС, Минтранс или ВФПС?

Для начала определимся с целью: зачем вам нужны права?
Возможно несколько вариантов.
1. Хотите купить или арендовать лодку/яхту для прогулок и путешествий?
Потребуется удостоверение судоводителя, выданное ГИМС МЧС. Важно отметить, что обучение эта организация не проводит — вы приходите туда только сдавать экзамен и получать лицензию. Для обучения потребуется выбрать школу, где всю теорию и практику расскажут и покажут опытные инструкторы.
С удостоверением ГИМС МЧС можно управлять только маломерными судами в некоммерческих целях.
То есть моторными, парусными или парусно-моторными лодками, длина которых не превышает 20 метров, а вместимость — до 12 человек.
К этой категории относятся катера и гидроциклы в том числе.
ГИМС действует не только в водах РФ, но и в других странах, где законодательство позволяет иностранным капитанам использовать национальное удостоверение (полученное в своей родной стране). Однако наличие ГИМС не гарантирует, что вы беспрепятственно возьмете лодку в той же Хорватии. В одной чартерной компании вам могут оформить документы без проблем, в другой — потребуют другой сертификат. Точно можем сказать, что ГИМС не принимают США, Китай, Канада и Южная Корея.
2. Планируете вести коммерческую деятельность?
Если длина судна превышает 20 метров и/или вы собираетесь вести коммерческую деятельность — понадобится удостоверение Минтранса.
3. Собираетесь участвовать в регатах в качестве рулевого?
Если вы хотите управлять спортивной парусной яхтой и участвовать в соревнованиях, то достаточно пройти обучение по программе ВФПС и получить определенную квалификацию. Это позволит вам принимать участие в парусных соревнованиях в качестве капитана (рулевого), причем на профессиональном уровне.

Еще с таким удостоверением вы сможете брать в аренду спортивные парусные яхты для тренировок без инструктора.

Яхтенные права за рубежом: RYА, ISSA или IYT?

Среди зарубежных лицензий выделяют: IYT, RYА, ISSA.


RYА — Royal Yachting Association —Королевская ассоциация яхтинга.
Из названия легко догадаться, что эта система родом из Великобритании. Соответственно, лицензии, выданные RYA котируются в странах Британского содружества. Из существенных минусов для наших соотечественников — программа на английском языке. Да, вы ее можете перевести, но сдавать экзамен придется на языке оригинала.

ISSA — International Sailing School Association — Международная ассоциация яхтенных школ.
Самая молодая система образования. Будущих шкиперов привлекает то, что лицензию не нужно продлевать — она бессрочная. А еще действует по всему миру, кроме России, конечно. Но есть и другая сторона медали — чартерные компании мало доверяют этой системе и очень часто отказывают в аренде


IYT — International Yacht Training World Wide IYT — всемирный международный центр подготовки яхтсменов.
Наибольшее распространение и популярность получила лицензия IYT.
Штаб-квартира IYT расположена в Канаде, учебные центры и школы IYT расположены по всему миру. Лицензии IYT принимают яхтенные компании практически любой страны, даже США, Великобритании и стран Карибского бассейна.
IYT — пожалуй, единственная система, которая увеличивает шансы на взятие яхты в чартерной компании, а не уменьшает их.
Важно отметить, что ни одна из данных лицензий не будет работать без сопутствующей лицензии радиооператора VHF. Большинство школ продают курс по VHF отдельно, так что будьте внимательны при выборе учебной организации. Проверьте, чтобы в итоге у вас на руках оказалось две лицензии.

Подведём итог

Чтобы понять, какая лицензия вам нужна
  1. Определитесь с целями и судами, которыми хотите управлять.
  2. Изучите требования законодательства той страны или стран, где вы планируете ходить на яхте.
  3. Если вы собираетесь арендовать яхту за рубежом, посмотрите какие лицензии принимают конкретные чартерные компании.
  4. Выберите тип лицензии, который вам требуется.

Чтобы получить эту лицензию
  1. Найдите школу, в которой обучают строго по стандартам (ГИМС, ВФПС, IYT и т. д.).
  2. Пройдите обучение. Оно обязательно должно включать в себя и теорию, и практику. А все пройденные мили должны фиксироваться в специальном дневнике (Logbook).
  3. Сдайте экзамен и получите лицензию.